Американские технологи на службе у Януковича
Американские консультанты Виктора Януковича уже давно стали неким миражом в общей картинке, где фигурируют Партия регионов и ее лидер.
Публично "регионалы" устойчиво ассоциируются у избирателя с Россией, поэтому избегают разговоров о сотрудничестве с американцами. В неофициальных же беседах и оппоненты партии, и ее сторонники охотно демонизируют как личности иностранцев, так и методы их работы.
Между тем, в Киеве представителей компаний, обслуживавших на парламентских выборах Партию регионов, можно найти по конкретному адресу. Их офис расположен на первом этаже дома №4 по улице Софиевской, прямо напротив конечной остановки 16 и 18 троллейбусов и офиса "Голден телеком".
Офис на Софиевской |
Окна таинственного офиса весь день зашторены белыми жалюзи. На фасаде у входа вместо солидной вывески висит синяя табличка "PAM Ukraine". На неоднократные звонки в дверь никто не реагирует. Чтобы войти в офис приходится ждать, пока кто-нибудь выйдет.
У входа вас встречает обычный офисный работник. Чтобы пройти внутрь, достаточно заявить серьезным тоном, что вас ждет Филипп Гриффин. Впрочем, дальше небольшого предбанника вас все равно не пропустят, а попросят представиться сообщить цель визита.
Услышав, что вы журналист, вас очень тактично попросят выйти и больше не беспокоить. Примерно такую же реакцию вызывает просьба рассказать, как найти Пола Манафорта.
Но после долгих уговоров офис-менеджер все же соглашается пойти и позвать кого-нибудь, кто уполномочен общаться с прессой. Оставшись в одиночестве, у вас есть возможность осмотреться. В коридорчике – пустой книжный шкаф стул и стол, на котором раскиданы какие-то бумаги и папки.
Тут же стоит мини-АТС. На указателе рядом с четвертой кнопкой - большими красными буквами от руки написаны два слова "Дейвис-Манафорт".
Телефон связи с американскими технологами Януковича |
Наконец возвращается офис-менеджер, за ним идет молодой человек в строгом костюме и галстуке. Он очень корректно объясняет, что господина Гриффина на данный момент в офисе нет, так как он отбыл на выходные в США.
Чтобы узнать какие-нибудь подробности, снова приходится долго уговаривать. Из короткой беседы узнаете, что всего в офисе работает 6-8 человек, все – резиденты Украины.
- Мы сейчас работаем только с Манафортом, но формально наш руководитель – Филипп Гриффин - объясняет молодой человек. – С Партией регионов сейчас мы никакого отношения не имеем. После того, как закончилась избирательная компания, он, видимо, в личном порядке чем-то им помогает, оказывает какие-то услуги. Но мы с партией уже никаких контактов не имеем.
В беседе молодой человек несколько раз упоминает компанию Девис-Манафорт - очевидно имея в виду либо "Davis, Manafort " либо "Davis, Manafort & Stone". По нашей информации ни одна из компаний в Украине не зарегистрирована, а значит и не имеет официального права нанимать сотрудников и арендовать помещение.
Молодой человек из офиса на Софиевской попросил перезвонить через десять дней, пообещав передать господину Гриффину просьбу встретиться и дать комментарий. Но спустя указанное время американец все еще "находился за пределами Украины", а на официальный запрос "Украинской правды" в офисе все еще не ответили.
Такой линии поведения Пол Манафорт и его коллеги придерживаются уже давно. Они продолжают скрываться от камер и микрофонов, при этом запросто здороваются за руку с самым богатым человеком Украины Ринатом Ахметовым, а тот в свою очередь тепло называет их своими "друзьями".
Последний раз руководителя группы американских консультантов Пола Манафорта, превратившегося за два года работы на Украине в легенду, видели в окружении лидера Партии регионов во время ланча Виктора Пинчука в Давосе. После легкой попытки увернуться от фотокамеры, американец заявил, что он "не публичная личность" и интервью не дает.
В том, что на важном международном форуме американец работал глазами и ушами прибывшего на форум Виктора Януковича, а не Рината Ахметова, сомнений нет. "Господин Манафорт не делает никакой работы для СКМ, и не делал никакой работы для СКМ с тех пор, как начал работать с Партией регионов", - признался Ахметов в интервью "Украинской правде".
Однако деятельность Пола Манафорта и его коллег за последние неполных два года позволяют предположить, что само их появление в Партии регионов является частью большого бизнес-проекта, прямо или косвенно выгодного представителям крупного украинского бизнеса, в первую очередь – самому Ахметову.
1
Группа американских политтехнологов появилась на Украине задолго до начала парламентской гонки 2006 года. По нашей информации, в середине 2005 года, будучи в изгнании, Ринат Ахметов провел ряд встреч с несколькими американскими консультантами, в том числе Полом Манафортом (Paul Manafort).
Речь шла о предоставлении консультаций SCM Holdings по подготовке к размещению акций компании на западных фондовых биржах. Версия о том, что изначально американцы привлекались для обслуживания СКМ, стала уже практически официальной. Ее придерживается и сам Ринат Ахметов.
- В 2005 году перед СКМ стала задача разработать коммуникационную корпоративную стратегию. С этой целью компания пригласила нескольких консультантов, в числе которых был и г-н Манафорт. Кроме него, в группу консультантов входила также всемирно-известная фирма Burson-Marstellar и европейская компания MMD, - рассказал Ахметов в комментарии "Украинской правде".
Однако некоторые источники в Партии регионов утверждают, что впервые Пол Манафорт приезжал в Донецк еще в десятых числах декабря 2004 года - между вторым и третьим турами президентских выборов.
- Разговор об СКМ возник намного позже, уже в начале 2005 года, - рассказывает один из руководителей президентской избирательной кампании Виктора Януковича, - а Пола Манафорта изначально приглашали для выборов, точнее, для третьего тура президентских выборов. Но до выборов оставалось чуть более двух недель, и Пол открыто заявил, что повлиять на ход кампании уже невозможно.
По словам Рината Ахметова, Пола Манафорта ему посоветовали в "одной из американских юридических компаний". Однако, по одной из версий, американца протежировал российский бизнесмен Олег Дерипаска.
Манафорта связывают с несколькими компаниями, предоставляющими услуги в сфере лоббизма и политконсультаций. Он является соучредителем компаний "Davis Manafort & Freeman, Inc.", "Davis, Manafort & Stone" и "Black, Manafort, Stone, & Kelly".
По информации источников, SCM Holdings подписывала контракт с "Black, Manafort, Stone, & Kelly", специализирующейся в основном в сфере экономического лоббизма.
В бизнес-кругах она известна еще и как эксклюзивный консультант компании "Филипп Моррис". А с Партией регионов Манафорт выступал от имени другой фирмы – "Davis Manafort & Freeman, Inc.". Однако до сих пор не известно, подписывала ли эта кампания прямой договор с партией или работала через посредников.
Наибольшую известность Манафорту и партнерам принесло их активное участие в политических кампаниях стран третьего мира в первой половине 1980-х. Компании, специалисты которых сейчас работают с Януковичем, консультировали правительства Кении, Сомали, Анголы (движение Йонаса Савимби), Нигерии и Конго.
А самому Манафорту, возглавившему группу консультантов Януковича и Партии регионов, приписывают успешное проведение кампании филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса в 1981 году.
Для проведения кампании Маркос, встревоженный растущей международной изоляцией Филиппин, отменил военное положение и объявил всеобщие выборы, которые позже в западной прессе назывались "одними из самых грязных за всю историю Филиппин". "Они отличались тотальным мошенничеством, запугиванием избирателей, подлогами в списках и весьма сомнительным подсчетом голосов", - писали СМИ.
Свою карьеру Пол Манафорт начинал еще в команде 38-го президента США республиканца Джеральда Форда. Форд известен тем, что был единственным президентом за всю историю США, ставшим главой государства не по результатам выборов, а в результате скандала. Будучи вице-президентом, в 1974 году он торжественно вошел в Овальный кабинет после того, как его предшественник Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку из-за знаменитого "уотергейтского скандала".
После 1974 года его фамилия фигурировала в штабах почти всех последующих президентов республиканцев, в том числе, Рональда Рейгана (1980, 1984) и Джорджа Буша-старшего (1988).
"Этот парень - это визитиница Республиканской партии. Он открывает двери в Вашингтон и к людям Буша, - пишет о нем Чарльз Льюис автор книги "Продажа президента 2004", - Сегодня впервые за полстолетия Республиканская партия контролирует все правительство. Вам нужна всего лишь GOP-отмычка (от англ. Grand Old Party - неофициальное название Республиканской партии США). И Манафорт – это как раз тот парень, который вам нужен!"
Правда, единственный раз, когда Пол Манафорт выступал не одним из членов штаба, а главным топ-стратегом избирательной кампании, его клиента, кандидата в президенты США Боба Доула постигла неудача – в 1996 году он уступил Биллу Клинтону. Позже Боб Доул подвергся серьезной критике со стороны республиканцев за отсутствие внятной позиции во время выборов.
Сегодня Ахметов уже не отрицает, что именно он был инициатором сотрудничества Партии регионов с Полом Манафортом и его коллегами.
- В определенный момент, в связи с дополнительным опытом господина Манафорта, он был рекомендован Партии регионов в качестве специалиста, который мог бы помочь партии на парламентских выборах, - рассказал Ахметов "Украинской правде". - Когда Партия регионов решила воспользоваться услугами Манафорта, СКМ полностью прекратила с ним свои отношения.
При этом Ахметов утверждает, что он не покрывал расходы, связанные с привлечением Манафорта в предвыборный штаб.
- Единственными услугами, которые были оплачены господину Манафорту моей компанией, были услуги, предоставленные господином Манафортом для СКМ, - утверждает самый богатый украинец и добавляет: "СКМ не оплачивала никаких политических услуг, предоставленных господином Манафортом Партии регионов".
Бизнес-партнер Рината Ахметова и один из ближайших друзей премьера Антон Пригодский утверждает, что услуги американцев оплачивались "исключительно из партийной кассы".
Тем не менее, полная информация о стоимости услуг американцев до сих пор остается закрытой – депутаты называют сумму от 2 до 20 миллионов долларов за всю кампанию. В США подобная информация – о стоимости оказания PR и лоббистских услуг политическим структурам – является открытой.
Приход американцев в избирательную кампанию проходил болезненно и сопровождался конфликтом интересов между окружением Виктора Януковича и Рината Ахметова.
3 июля 2005 года Янукович объявил о назначении главой избирательного штаба депутата Василия Хары, который является представителем старого номенклатурного крыла "регионалов", верного лидеру партии. Как раз в те дни Ахметов вел активные переговоры с "Black, Manafort, Stone and Kelly"…
В конце лета 2005 года в Карловых Варах состоялось первое знакомство Януковича с Полом Манафортом и его коллегами. В те дни в партии активно начали циркулировать слухи, что Ринат Ахметов и его сторонники выступили против сотрудничества партии с радикальными российскими политтехнологами, такими, как, например, Глеб Павловский.
Возможно, в 2005 году Янукович и сам понимал, что на предстоящих парламентских выборах нужна качественно новая стратегия, однако приход американцев, предложенных Ахметовым, был воспринят как прямое посягательство на влияние в партии.
Тем не менее, формально смена политтехнологов была согласована. Оставалось только официально представить Пола Манафорта и его команду руководству штаба. Но здесь против новых стратегов неожиданно выступил Василий Хара.
- Мне не нравятся американцы. Я пытался убедить руководство, что прежде чем принимать решение, нам надо ознакомиться со стратегией, которую они предлагают, - рассказал "Украинской правде" Хара. – Но, насколько я знаю, никто никаких документов так и не получил.
Янукович делал все, чтобы его ставленник продолжал руководить штабом. Последняя попытка уговорить его остаться во главе штаба была предпринята в первых числах октября 2005 года. Для этого Хару пригласили в Москву, где в хорошо охраняемом особняке более часа с ним вели беседу сам Виктор Янукович и его ближайший друг и соратник Антон Пригодский.
Уговаривая Василия Хару остаться руководителем штаба, они рассказывали о достижениях американцев в европейских странах, ни разу не упомянув, например, Конго или Анголу.
- Туда же на встречу должен был приехать и Пол с коллегами. Предполагалось, что Хара с ними познакомиться, они найдут взаимопонимание и уже начнут совместную работу, - рассказывает источник в ПР. – Но Хара их не дождался. Он принципиально даже не хотел с ними знакомиться и ушел до того, как они приехали.
Спустя несколько дней после той встречи Хара сам написал заявление об отставке с поста главы избирательного штаба Партии регионов.
- Когда мне дали понять, что решения фактически будут принимать они, а я буду эдаким свадебным генералом, я принял решение уйти из штаба, - рассказывает депутат.
В начале ноября в ходе очередного закрытого съезда Партии регионов новым главой штаба стал бывший первый заместитель губернатора Донецкой области Василий Джарты.
В политических кругах, да и в самой партии этот шаг называли тактической ошибкой, так как новый глава штаба, в отличии номенклатурного Хары, был куда более удобной мишенью для оппонентов партии.
В тоже же время, Джарты традиционно принято считать человеком, более ориентированным на Рината Ахметова – хотя источники в окружении президента "Шахтера" отрицают их близость.
Однако назначение нового главы штаба означало некоторую победу Ахметова в борьбе за руководство избирательной кампанией, в результате которой в парламент должны были попасть едва ли не полсотни его соратников.
К работе в штабе американцы приступили сразу после подписания Меморандума между властью и оппозицией в 23 сентября 2005 года.
- Подбором команды по всем направлениям занимался лично Пол Манафорт, – рассказал "Украинской правде" Борис Колесников. – На тот период в США не было выборов и ему удалось собрать достаточно много хороших специалистов - и не только республиканцев, но и демократов.
Постоянными членами группы консультантов под руководством Пола Манафорта входили также Филипп Гриффин (Philipp Griffin), Ричард Дейвис (Richard H. Davis), Рик Ахерн (Rick Ahearn - уполномоченный представитель бывшего президента США Рональда Рейгана) и Алекс Киселев (руководитель PR-компании Aleksei Kiselev, близок к Эдуарду Прутнику).
Также в разное время к работе привлекались руководитель петербургского представительства "Black, Manafort, Stone and Kelly" Леонид Аврашов, а также американские партнеры Манафорта Брайан Кристиансон и Роберт Дол - бывший советник председателя палаты Конгресса США Ньюта Гингрича.
Продолжение следует...